Воспитание и дрессировка щенка

    Воспитание и дрессировка щенка- труд нелегкий, требующий точных знаний и практического умения. К моменту покупки щенка вы должны быть готовы к такой работе, иначе неминуемо допустите серьезные ошибки, от которых в будущем будет страдать и животное, и вы сами.

    Наилучшую подготовку дают курсы собаководов-любителей, имеющиеся при клубах служебного собаководства. Получить полезные советы можно и от опытных собаководов-любителей, а также из кинологической литературы.

Уход за щенком

    С момента появления щенка в доме у него должно быть спокойное и удобное место для отдыха. Зимой щенков содержат обычно в квартирах, а после того как они подрастут, переводят в будки . Разумеется, щенки, выросшие во дворе, будут физически более крепкими,  выносливыми  и здоровыми, чем те, что живут в квартирах. Последних после каждого кормления необходимо выгуливать. Если вы живёте в густонаселенном районе города, то взрослого щенка следует выгуливать на поводке со шлейкой, а молодых собак- на ошейнике и поводке.

    После прогулки щенков надо осмотреть, а затем почистить щёткой, но осторожно, чтобы не оцарапать. Перед осмотром и чисткой надо тщательно вытереть тряпкой лапы. В ненастную погоду лапы и нижнюю часть живота можно вымыть тёплой водой и насухо вытереть чистой тряпкой.

    Мыть щенка надо только при сильном общем загрязнении и тёплой мыльной водой, после чего промыть чистой тёплой водой. Ясно, что мыльная вода не должна попадать в глаза и уши. Нелишне напомнить, что после «бани» щенка надо вытереть во дворе, дать возможность несколько раз отряхнуться и потом поводить на поводке, чтобы он высох и не умудрился сильно испачкаться.

    Любимое занятие щенков, особенно в период роста и смены молочных зубов,- грызть что- либо. Здесь необходимы особые меры, поскольку, если пустить процесс на самотёк, животное начнёт грызть книги, обувь, мебель и т.д. Чтобы это не произошло, на помощь должны прийти игрушки: мячи, деревянные палочки, обрезки жёстких резиновых трубок, небольшие трубчатые кости и т. п. Нельзя давать щенку для «тренировок» домашние предметы- тряпки, тапочки и т.п., ведь он не знает разницы между нужными и ненужными  вам вещами.

    С самого первого дня у щенка должны быть систематические физические нагрузки, постепенно возрастающие по интенсивности и продолжительности: бег, игры, прогулки. Он должен иметь возможность носиться за мечом или другими игрушками и резвиться.

    Гулять с ним надо ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность прогулок, во время которых неназойливо повторить уже отработанные ранее команды: «Гуляй», «Ко мне» и другие, не превращая прогулку в дрессировку, так как прогулка – это время максимально возможной для щенка свободы.

Основные правила воспитания щенка

    Как и в общении с детьми, в отношениях со щенками нужно учитывать их возрастные особенности развития и поведения. Щенок- существо не сформировавшееся, физически слабое, со слабой нервной системой. Поэтому с самого начала с ним необходимо установить правильное и регулярное кормление, своевременная чистка, прогулки, игры и т.д., а также спокойное обращение.

    Раздражительность, плохое самочувствие, неприятности в семье и на работе не должны быть поводом для грубости и несправедливости по отношению к маленькому животному.

    Свои действия, направленные на воспитание дисциплинированности и чистоплотности, надо соотносить с возрастом щенка и осуществлять их в момент совершения нежелательного поступка или сразу после него. Только в таком случае щенок сможет сообразить, что от него хотят. Небольшая задержка в принятии воспитательных мер- и малыш уже не поймет, за что его наказывают.

    В юном возрасте собаки очень восприимчивы к воспитанию у них тех или иных привычек, и нельзя упускать это время. Если именно в этот период не выработать необходимые навыки, то во взрослом возрасте сделать это будет очень трудно, а быть может, и невозможно.

    Кроме того, воспитание должно быть строго индивидуальным, особенно с 3-4 месячного возраста, когда у щенков начинают проявляться индивидуальные особенности поведения. Скажем, до 3 месячного возраста щенков выводят на прогулку на поводке со шлейкой, поскольку дерганье поводка с ошейником причинят им сильную боль.

    Все виды воздействия на щенков должны быть щадящими, в том числе физические, которые вообще должны использоваться редко, только когда без них не обойтись. Лучшими, чем физические, средствами воспитания навыков являются лакомство, игры, подражаниями действиям других собак. Если, к примеру, щенок начинает рвать штору, его надо отвлечь игрой; а если такие попытки не принесли успеха, надо слегка ударить его по спине, подав запрещенную команду «Фу». При этом ни одно проявление недисциплинированности не должно быть остановлено без внимания.

    Основной принцип дрессировки щенков- «от простого – к сложному». Это означает, что обучение командам сначала проходит в спокойных условиях, без внешних отвлекающих раздражителей, а затем в условиях таковых.

    Начиная с 3-4 месячного возраста следует чаще использовать умеренные физические воздействия ( легкие натяжения и рывки поводком, нажимы ладонью на тело и т.д.), а после правильного выполнения команд говорить «Хорошо!» и давать угощение. Постепенно продолжительность упражнений и требовательность к щенку должны расти. Вместе с тем глупо будет добиваться от него безотказных четких и быстрых действий. Кроме того, он не должен переутомляться во время занятий. В случае появления признаков усталости занятия следует прекратить. Переутомления легче избежать, если щенку давать 5-7 минутные перерывы в занятиях, позволяя ему свободно побегать.

    Подать команды надо четко, уверенно, громко, повелительно. Повторять их, если предыдущие не выполнены, нужно громче и более строгим голосом, но не выкрикивать. Команда «Фу» (запрещающая) подается всегда громче, чем другие команды. «Хорошо» надо произносить ласковым тоном, негромко и четко, время от времени при этом давая угощение. Если щенок отвлекается на что –то постороннее, перед подачей нужно команды сначала необходимо привлечь его внимание, произнеся кличку либо подав более громкий голосом.

    Нельзя позволять играть со щенком, кормить, ласкать его и т.п. посторонним людям. По отношению к ним в собаке надо поддержать естественный для нее настороженность и, скажем, поощрять умеренный непродолжительный лай при появлении в квартире незнакомых людей, но без проявления сильного возбуждения и злобности. При попытках животного в таких ситуациях «пообщаться» с посторонними, получив «порцию» ласки, надо отвлечь его.

    Гуляя со щенком, не разрешайте ему лаять на людей, других животных, на транспорт, а также подбегать к взрослым и детям и играть с ними. Особенно это относится к последним.

Воспитание и начальная дрессировка щенка

    Процесс воспитания щенка должен начинаться с момента его приобретения. В этот период вам понадобятся следующие предметы: шлейка, ошейник, поводки – короткий и длинный, намордник, игрушки, прутик, апортировочные предметы.

    Начальный период воспитания щенка длится полгода и может быть разбит на два разных интервала :возраст щенка 1 -3 месяца и 4 -6 месяцев. На первом этапе щенка необходимо приручить к хозяину и членам его семьи; кормлению, мест. Чистке и мытью. Чистоплотности; кличке; шлейке и поводку; подход к хозяину – команда «Ко мне»; отходу от хозяина – команда «Гуляй»; запрет на нежелательные действия – команда «Фу»; к играм с хозяином и другими щенками;  ко внешним раздражителям.

        На последующим этапе, в возрасте 3-6 месяцев, продолжается приручение щенка к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место»,»Ко мне»,»Гуляй»,»Фу», к играм с хозяином и щенками, к раздражителям (во время прогулок). Начинают также приручать к ошейник и поводку; отрабатывать новые команды «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Покажи зубы»,»Апорт»,; приучать к преодолению невысоких препятствий, движению в городских условиях, перевозке в транспорте и выдержке.

   Рассмотрим приемы воспитания и дрессировке по конкретным задачам.  

Дрессировка щенка в возрасте 1-3 месяца

    Привыкание щенка к хозяину и членам его семьи происходит естественным путем в процессе постоянного общения с ними, кормления, чистки, прогулок, выгуливания. Ясно, что отношение людей к маленькому животному должно быть добрым, ласковым и спокойным.

    Критерием установленного контакта между щенком и хозяином служит поведение щенка: при виде хозяина он  бежит к нему, ласкается и иногда радостно лает, а при уходе хозяина беспокоится, ищет его, ждет возле дверей и порой скулит.

    К кормлению щенки приучаются легко. Кормить их надо своевременно и грамотно, имея в виду, что и перекорм, и недокорм в равной мере вредны.

    К своему месту щенков приучают с момента появления в квартире. Как уже говорилось выше, здесь должен быть коврик, на котором щенок будет отдыхать, или находиться тогда, когда он мешает в квартире. Конечно, в первое время он будет пытаться устроиться на каком либо ином облюбованном им месте. В таком случае его надо взять на руки, отнести к постоянному месту «жительства», произнести команду «Место» и положить на коврик. Он попытается убежать, и не раз. Тогда, удерживая его на подстилке, надо повторить ту же команду и погладить щенка; когда он успокоится, сказать «Хорошо!» и угостить его чем-либо. За день такую процедуру придется повторить 3-4 раза.

    Таким же образом щенка приучают уходить на место в тех случаях, когда он мешает, попрошайничает и т.д. Следует иметь в виду, что команда «Место» щенка легче всего приучать, когда он сыт.

    К процедуре чистки и мытью маленькую собаку приучат так же, как и взрослую, но осторожно, чтобы не причинить ему боль слишком горячей водой, поскольку в таком случае он долго будет бояться мыться.

    После того как щенок проснется, поест или закончит игру с вами, вынести его во двор на 5-7 минут для отправления естественных потребностей. То же следует делать, если щенок начинает беспокоиться или уже сделал лужу или кучу. Можно поставить в квартире для этих целей и ящик ( металлический или деревянный), насыпав в него сухого песка, если трудно каждый раз выносить щенка во двор. Песок надо  менять после каждого загрязнения.

    Надо иметь в виду, что даже  подросший щенок не способен долго терпеть, и поэтому, как только он начинает беспокоиться, крутиться, подбегать к двери, его надо вести на двор. Со временем щенок научится проситься своевременно.

    Важное значение имеет кличка, которую вы даете своему питомцу. Она должна быть короткой, простой, легко произносимой. Нельзя присваивать клички, в которых фигурируют человеческие имена, названия городов, государств, национальностей. Кличка не должна порочить животное, вызывать насмешку.

    К кличке щенок привыкает быстро, за несколько дней. В течение дня кличку необходимо несколько раз четко и достаточно громко повторять. Как только щенок отреагирует на нее, его погладить и угостить лакомством, повторив кличку, и как только щенок обратит на хозяина внимание, поставить кормушку перед ним и еще 1-2 раза повторить кличку. Это надо делать и тогда, когда щенок чем-то увлечён, скажем, игрушкой. По мере привыкания щенок к своей кличке количество поощрений лакомством должно сокращаться.

    К шлейке и поводку щенка приучают с 2-2,5-месячного возраста. Перед прогулкой их надо демонстративно снять с гвоздика или вешалки, провести ими около шеи и мордочки, вызывая легкие ощущения на коже и шерсти щенка. С этого момента шлейка и поводок ( а позже и ошейник) становятся условным раздражителем выхода щенка на улицу. Ошейник, шлейка должны быть мягкими и не сдавливать шею собаки. Время ношения ошейника постепенно увеличивают.

    Собаку ни в коем случае нельзя бить поводком, ошейником или намордником, а также позволять животному грызть их. В первом случае она будет бояться этих предметов, а во втором – они могут превратиться из средств воспитания в игрушку.

    Команда «Ко мне» разучивается после установления со щенком хорошего контакта и приучения его к месту и кличке. Это делается для того, чтобы в любой ситуации по команде «Ко мне» щенок прибегал к хозяину. Естественно, чтобы добиться успеха, необходимо терпение, настойчивость и упорство. Обучение проходит особенно успешно, если команда «Ко мне» воспринимается как сигнал поощрению (лакомство, восклицание «Хорошо!»).

    Перед кормлением надо взять кормушку с кормом, произнести кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, подав команду «Ко мне», отнести ее на место. Когда щенок приблизится к вам, еще раз скомандуйте «Ко мне», а когда он подбежит, похвалите его, сказав «Хорошо!», поглядеть и покормите. Позанимавшись, таким образом, 4-5 дней, займитесь отработкой этой команды за пределами дома.

    Во время прогулки, когда щенок отошел от вас на некоторое (небольшое) расстояние, позовите его и дайте угощение. Такое упражнение повторите 4-5 раз за прогулку. Если щенок на команду не отзывается, повторите кличку, после чего боле громко и повелительно подайте команду «Ко мне» и покажите угощение в своей руке. Подавая команду и называя кличку, нельзя срываться на крик. Если эти меры не приведут к успеху, тогда, произнеся кличку щенка, немного отбегите в сторону, либо низко присядьте. Это обычно вызывает у собаки определенный интерес, и она подходит к хозяину. В таком случае ее следует поощрить словом «Хорошо!», погладить и угостить.

    Упражнения постепенно следует усложнять: подавать с больших расстояний, когда щенок увлекается или исчез, а также во всех случаях без предварительного произнесения клички.

    Следующий этап дрессировки – приучение щенка к команде «Гуляй». Гуляя со щенком, отстегните поводок, подайте команду «гуляй» и пробежитесь, увлекая собаку за собой. Спустя некоторое время подзовите щенка командой и погладьте его, дав лакомство. Постепенно длина пробежки со щенком после команды «Гуляй» сокращается, и в конце концов его надо посылать вперед, самому оставаясь на месте. Это упражнение повторяется в течение дня 4-5 раз.

    По мере усвоения упражнение усложняется: щенка посылают все дальше, увеличивая время свободного гулянья.

    К команде «Фу», запрещающей нежелательные действия, щенкам  приучают осторожно, стараясь не тормозить его активность, методом отвлечения внимания от нежелательных действий и переключения на другое занятие. Если, скажем, щенок схватил туфлю или край шторы, то надо позвать его по кличке и бросить на пол любимую игрушку или произнести кличку, подать команду «Ко мне», показать в руке лакомство, а когда щенок подбежит к вам, поиграть с ним 15-20 секунд и наградить угощением. Но не давайте его сразу — иначе он воспримет лакомство как поощрение за «хулиганство».

    До 2,5 – 3 месячного возраста физическое воздействия на щенка, если он не хочет отвлекаться от нежелательных действий, не рекомендуется. В такой ситуации в виде исключения можно легонько ударить его по спине прутиком, подав команду «Фу».

    После того как щенок привыкнет к окружающей обстановке и к хозяину, его начинают учить играм со щенками одного помета, с которыми щенок был разлучен. Для этого используется игрушки, время от времени бросаемые хозяином на пол, короткие пробежки, игра в прятки и т.д. Руки хозяина должны имитировать поведение других щенков, т.е. щенка надо валить, опрокидывать на спину, «бороться» с ним и т.д. Игры должны проводиться осторожно, длиться не долгое время и, разумеется, без причинения животному болевых ощущений. Играть со щенком могут и другие члены семьи, соблюдая упомянутые условия и не превращая щенка в живую игрушку. Тем не менее, основными и главным «игроком»- партнером щенка должен оставаться хозяин.

    И все же такие забавы с людьми не могут полностью заменить щенку его соплеменников-сверстников. Игры с ними очень важны, но щенки должны быть близки по возрасту и физическому развитию.

    В самом раннем возрасте щенка надо оберегать от резких раздражителей – гулять в спокойных мечтах и короткое время. Прогулка должна быть неспешной, иногда следует останавливаться и давать возможность животному изучить и обнюхать встречающиеся субъекты.

    Если щенок чего — либо испугался, его надо успокоить поглаживанием, увлечь от испугавшего объекта в сторону, погулять с ним и снова подвести к тому же месту, чтобы он убедился, что опасности нет. При сильном  испуге малыша надо успокоить еще и лакомством. В спокойных местах поводок надо отцепить и дать возможность щенку побегать самостоятельно.

Дрессировка щенка в возрасте 3-6 месяцев

    Характерной чертой воспитания в этом возрасте является то, что необходимые навыки вырабатываются не только с помощью лакомства, но и посредством физических воздействий – нажимов ладонью , лёгких натяжений , рывков поводка и т.д. лакомства служит в основном средств поощрения за выполнения команд.

        В этот период  продолжается закреплений и совершенствование уже приобретённых навыков по соблюдению чистоплотности, приучению к клички и своему месту. Делается это по казанной выше методике, но условиям проведения упражнений усложняются, и требования к щенкам повышаются. Тем не менее и в этом возрасте щенки ещё не способны  четко и безотказно выполнять требуемое от них.

       При отработке команды «Ко мне»  допускается механическое воздействие на животное. Если после произнесения команда щенок не подходит к хозяину, даже если ему показали угощение, то после повторной команды  его осторожно подтягивайте к себе заранее пристёгнутым к ошейнику длинным поводом, а когда он пойдёт, говорят «Хорошо!»,гладят и угощают. Условия  выполнения команды  «Ко мне» постепенно должны усложняться.

     Выполнения команды «Гуляй» продолжают отрабатывать по указанной ранее методе, но с жестом «Гуляй». Постепенно упражнения усложняются и становятся комплексными. Например, произнесите кличку щека и, тогда тот правильно отреагировал, подзовите его командой «Ко мне»,погладьте и угостите ,после чего по команде «Гуляй» направите его в «свободное плаванье». При этом вы должны оставаться на месте. После выполнения всего упражнения подзовите его командой «Ко мне» и поощрите.

       Команду «Фу» щенка обучают постепенно, до полного закрепления навыков. В возрасте 3-6  месяцев шире применяется физическое воздействие – принуждение.

     Всякий раз, как только щенок начинает делать что-то «не то» — грызть или таскать обувь, гонятся за кошкой, поднимать с земли пищевые отходы и т.д., — произнести с угрожающей интонацией команду «Фу» и с умеренной силой рваните  поводок или легонько ударьте щенка по спине.

    Поскольку постоянно контролировать поведение щенка сложно, то многие нежелательные поступки он будет совершать, вне вашего контроля. Поэтому для отучения от наиболее часто совершаемых «поступков» рекомендуется его на такие действия спровоцировать, создав ранние соответствующее условия. Скажем, разбросайте заранее по маршруту прогулки кости или другое «лакомство», вывести щенка на прогулку на поводке, запасаясь прутиком. Все упражнения отрабатываются 3-4 раза в день.

     Для выработки рефлекса отказа от лакомства, предлагаемого чужими людьми, необходимы 3—4 помощника, которые пытаются скормить щенку вкусный кусочек, поднося лакомство прямо к его мордочке. Хозяин сдерживает собаку командой «Фу», произнесенной со строгой и укоризненной интонацией.

    Со временем прогулки со щенком увеличиваются по длительности, протяженности и усложняются: проводятся в местах, где ходят люди, движется транспорт и т.п. Однако близко подходить к источникам сильного шума не следует.

    С 3-месячного возраста щенка начинают приучать к ошейнику с поводком. делается это так же, как и при- учение к шлейке. Резко натягивать поводок, а тем более дергать его нельзя, так как это причиняет животному боль. К наморднику щенка начинают приучать с 4-месячного возраста. Наиболее удобен для собаки кожаный намордник «корзина», сплетенный из прочных ремней, проклепанных в местах соединений. Намордник должен полностью закрывать пасть, примерно на палец, не доходя до глаз. Ширина намордника такова, что он не сжимает челюстей, и собака может приоткрыть пасть, но не может стряхнуть его с морды. Намордник плотно фиксируется ремнем, проходящим через скулы щенка, за затылочным бугром.

    По принципу корзины делают намордники и из толстой проволоки. Серьезным их недостатком является то, что таким намордником собака может нанести тяжелую травму другим животным и человеку. Весьма удобны также намордники из сплошной или перфорированной кожи. Их единственный недостаток состоит в том, что в жару или при большой физической нагрузке собаке тяжело дышать с открытой пастью.

    Начинать учить щенка двигаться рядом с хозяином надо после приучения к ошейнику с поводком. Сначала для этого используют короткий поводок. Щенка ставят или усаживают у левой ноги, затем дают команду «Рядом», сопровождаемую легким рынком поводка вперед, и начинают движение. Поводок при этом должен провисать, но так, чтобы щенок в нем не пугался. При попытках щенка отойти в сторону надо рынком поводка вернуть его в требуемое положение у ноги. Сильных собак, слабо реагирующих на рынки поводком, можно дрессировать при помощи парфорса или удавки — ошейников, которые при бросках и отходах собаки затягиваются вокруг шеи, причиняя ей несильную боль. Если, несмотря на все попытки, щенок все равно идет в стороне от хозяина, можно попытаться отработать команду «Рядом», двигаясь вдоль стены, забора или посадок кустарников.

    Приучение щенка садиться по команде «Сидеть» начинается с З- месячного возраста, когда он уже достаточно прочно усвоил навыки по командам «Ко мне» и «Рядом».При отработке новой команды щенок должен находиться слева от хозяина. Правой рукой возьмите его за ошейник (поводок), левой надавите на крестец. Проследите, чтобы собака села, подобрав задние ноги, не заваливаясь на бедро. При необходимости поправьте посадку, не давая собаке встать, а затем дайте лакомство и похвалите.

    Другой прием состоит в следующем. Придерживая щенка правой рукой за ошейник, левую с лакомством занесите над его головой, заводя назад. Не давайте ему подниматься или вертеться. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если он попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удерживайте его от этого правой рукой за ошейник. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Повторите с небольшими перерывами упражнение 2—З раза. После нескольких повторов щенок при команде «Сидеть» будет усаживаться без механического воздействия. Через 4—5 дней можно переходить к отработке команды «Сидеть» во дворе и других местах.

    После того, как выработаны. первоначальные навыки на команду «Сидеть» (и отработка которой продолжается), начинается приучение щенка к команде «Лежать». Ее можно отрабатывать с помощью физического воздействия. Левой рукой собаку тянут за поводок вниз, а правой осторожно вытягивают вперед передние лапы. При попытке подняться нажимают на холку собаки, повторяя «Лежать» и поощряя ее действия лакомством. Необходимо следить за правильностью укладки, чтобы собака не подворачивала бедро и не заваливалась набок. Впрочем, можно использовать только лакомство. В этом случае щенка левой рукой придерживают за ошейник, не позволяя сойти с места, а правую с лакомством держат перед его мордой, отодвигая, как только щенок попытается его схватить. Животное тянется за куском и ложится. Как только он это сделает, похвалите его, сказан «Хорошо!», погладьте и угостите лакомством. Одновременно чуть придержите щенка, чтобы он сразу не вскакивал, слегка нажимая правой рукой на холку. С небольшими перерывами упражнение следует повторить 2—З раза. Через 4—5 дней надо переходить к отработке этого упражнения во дворе и других местах.

    Приучение щенка к команде «Стоять» начинается, когда отработка команд «Сидеть» и «Лежать» еще продолжается, и по ним уже выработаны определенные навыки. Сначала щенка усаживают или укладывают у левой ноги, поворачиваясь к нему вполоборота, затем называют его кличку, после чего правой рукой за поводок или ошейник подтягивают вверх, одновременно приподнимая левой рукой под живот. Щенок не должен вертеться и переступать ногами, сходя с места.

    Через 4—5 дней, когда команда «Стоять» будет частично освоена, надо приступать к отработке в других местах, где больше внешних раздражителей.

     После выработки прочных навыков выполнения вышеупомянутых команд можно переходить к комплексным упражнениям, в которых эти команды выполняются поочередной. Кроме того, когда собака начинает устойчиво, быстро и без принуждения выполнять эти команды, надо отработать их выполнение по голосу и жесту.

     Дав команду «Ко мне», с небольшой задержкой делают жест вытянутой правой рукой от уровня плеча по направлению к бедру. При четком выполнении подавать только жестом. Перед подачей команды жестом можно произнести кличку щенка.

    Команду «Гуляй» можно отработать сразу голосом и жестом правой руки в сторону требуемого направления движения.

    Перед подачей команды «Сидеть» надо стать перед щенком, сказать «Сидеть» и сделать жест правой рукой, согнутой в локте и вынесенной ладонью вперед. Постепенно при подаче команды надо отходить от щенка все дальше, не поворачиваясь, однако, к нему спиной. При попытке встать и подойти к хозяину следует повторить команду «Сидеть» с немного угрожающей интонацией. Если щенок все же ушел с места, надо вернуться в исходную точку и усадить его вновь, нажимая, если надо, на крестец. Время сидения собаки на месте необходимо удлинять — столько, сколько это нужно хозяину. Особое внимание обращайте на выдержку, она необходима для выполнения почти всех дрессировочных упражнений. Собака должна не просто присесть на мгновение, а сидеть до тех пор, пока ей не подадут следующую команду.

    Команда «Сидеть» считается хорошо усвоенной, когда хозяин может отходить от собаки, повернувшись к ней спиной, отбегать, пробегать мимо, приближаться, и при этом собака сидит как вкопанная. Команду «Сидеть» можно подавать и только жестом.

    Команде «Лежать» по голосу и жесту учат так: прямую правую руку, вытянутую вперед на уровне плеча, опускают вниз. Как и при отработке предыдущей команды, хозяин постепенно отходит от лежащей собаки все дальше, сначала не спуская с нее глаз, а потом повернувшись к ней спиной. Четкого выполнения команды «Лежать» добиваются и только по жесту.

    Команду «Стоять» по голосу и жесту отрабатывают после того, как щенок научится вставать без механического воздействия. Надо стать перед лежащей или стоящей собакой и подать команду «Стоять», сопровождая ее жестом почти выпрямлен, ной правой руки, поднимаемой ладонью вверх от бедра до положения несколько выше пояса.

     Приучение к апортировке (подноске) предмета начинают с 3-месячного возраста. Щенка усаживают у левой ноги, некоторое время махают игрушкой перед его глазами и, подан команду «Апорт» и бросив игрушку на 3— шага, быстро придвигаются к ней, увлекая за собой щенка. Как только он схватит игрушку, надо подать команду «Ко мне» и отбежать немного назад. В большинстве случаев щенок бежит к хозяину, который правой рукой берет него игрушку, подает команду «дай», показывает лакомство в левой руке и, как только щенок отыщет игрушку, хвалит его восклицанием «Хорошо!» и дает лакомство. Спустя 4—5 минут упражнение повторяется.

    Если в описанной ситуации щенок не бежит за игрушкой, к ней привязывают тонкую веревку и тянут по земле. Как правило, щенок бежит за игрушкой и хватает ее. Когда он устремляется за игрушкой, подается команда «Апорт» и упражнение далее выполняется так, как описано выше. Если, схватив игрушку, щенок не бежит по команде «Ко мне» к хозяину, тот должен более строгим голосом повторить команду и, отойдя на 2—3 шага в сторону, привлечь щенка к себе.

    Одновременно можно отрабатывать у щенка выдержку: бросив предмет (игрушку), 10—20 секунд щенка придерживают за ошейник и затем отпускают по команде «Апорт». Таким образом животное приучается не срываться за предметом без команды.

    Со временем упражнения усложняются. Предмет бросается все дальше, сокращается пробежка вместе с животным в сторону брошенного предмета, а затем ее вовсе исключают (т.е. хозяин остается на месте). Кроме того, предмет бросают в траву, чтобы щенок искал его по запаху; угощение за выполненную команду дается все реже. 

Дрессировка щенка «Преодоление препятствий»

    При отработке этих навыков во избежание случайных травм не следует пользоваться строгим ошейником.
Ходьба по лестнице осваивается с помощью шлейки и короткого поводка, а после выработки первоначальных навыков используется ошейник с поводком.
Щенка на коротком поводке слева от себя подводят к лестнице с невысокими ступенями, подают команду «Вперед» и увлекают за собой. Первое время идти со щенком надо осторожно, медленно, так как он будет бояться. Перед щенком во время движения можно держать лакомство, причем так, чтобы он видел, но не мог его достать. Пройдя вверх или вниз несколько ступенек, можно остановиться, похвалить щенка («Хорошо!»), погладить и угостить.

    На первом этапе щенок должен идти слева от хозяина, а затем ему следует разрешить идти вперед. Постепенно переходят к преодолению лестниц более длинных и с более высокими ступеньками. После того, как щенок научится уверенно и безбоязненно ходить по лестнице на поводке, его можно пускать по команде вперед без поводка.

    Чтобы приучить щенка преодолевать вертикальное препятствие, сначала отрабатывается прыжок на препятствие с опорой, а затем без опоры. Гуляя со щенком на коротком поводке, подведите его к лежащему на земле бревну высотой 12—15 см, подайте команду «Вперед» и, перешагнув через бревно, увлеките щенка за собой, позволяя ему опираться на бревно лапами. Если он перепрыгнет через бревно, похвалите его, погладьте и угостите. С небольшими перерывами повторите упражнение 2—З раза. Поощрение лакомством постепенно уменьшается, а высота препятствия — увеличивается (с возрастом). Это же упражнение можно выполнять, перебрасывая через бревно игрушки.

    Обучение щенка преодолевать препятствие без опоры на него осуществляют так. На две подставки высотой 12—15 см кладется тонкая бревенчатая рейка. Щенка берут на короткий поводок, подают команду «Барьер» и, перепрыгивая через рейку, увлекают за собой щенка. После того, как он перепрыгнет, его хвалят, говоря «Хорошо!», гладят и дают угощение. После небольшого перерыва упражнение повторяют 2—З раза. Лакомство дают все реже (по мере овладения «мастерством»), щенок учится преодолевать препятствие без поводка. Постепенно высота препятствия увеличивается, но этим нельзя злоупотреблять, так как щенок во время прыжка может сбить рейку и испугаться. для щенков 4-месячного возраста рекомендуются препятствия с начальной высотой 25 см , 5-месячного возраста — ЗО см.

    В это же время щенков приучают перепрыгивать через неширокие канавы. Их ширина (начальная)должна быть 35 см для 4-месячных щенков, и 40 см — для 5-месячных. Методика аналогична вышеописанной, но подается команда «Вперед».

    С З,5—4-месячного возраста собак начинают учить ходить по буму длинной доске или бревну, поднятому над землей. Начинать надо с толстого бревна, лежащего на земле. Щенка ставят слева от себя в конце бревна, подают команду «Вперед» и, поддерживая его правой рукой за верхнюю часть шлейки, а левой под живот, ведут по бревну, повторяя 2—З раза команду «Вперед». Когда собака пройдет по бревну и спрыгнет, ее надо похвалить, погладить и угостить. Упражнение повторяется 2—З раза с перерывами. После того, как щенок станет уверенно ходить по бревну, его посылают выполнять эту команду самостоятельно. Вначале ему помогают с помощью шлейки, а позже поводка с ошейником.

    Следующий этап — обучение хождению по низкорасположенным бумам. По команде «Вперед» собака по трапу поднимается на бум. Хозяин при этом ведет ее на коротком поводке с ошейником, периодически натягивая правой рукой поводок, а левой поддерживая щенка под живот. Команда «Вперед» повторяется 2—З раза. Если щенок упирается, одной рукой надо держать его за поводок, а на ладонь другой положить лакомство и отодвигать руку от морды щенка, вынуждая двигаться следом. Нельзя пытаться силой затащить животное на бум — оно непременно сорвется и будет потом бояться снаряда.
Когда щенок пройдет по буму и сойдет с него, его надо похвалить, сказан «Хорошо! », погладить и дать лакомство. Упражнение повторяется через 4—5 минут.
Уверенно освоив выполнение этого упражнения с помощью хозяина, собака должна научиться делать это же самостоятельно.

    Движению в городе щенков приучают сначала на шлейке, а позже на ошейнике и коротком поводке. Поначалу делать это надо в местах, где мало людей, животных, транспорта и прочих сильных раздражителей. Задача заключается в том, чтобы приучить щенка спокойно и безбоязненно реагировать на попадающиеся по дороге раздражители, не выбегать на проезжую часть дорог и постоянно двигаться или стоять у левой ноги хозяина.

    Сначала щенка надо приучать к раздражителям, наиболее часто встречающимся в обычной жизни: транспортным средствам, животным и т.д. Если он будет спокойно реагировать на них, то его легче будет приучать и ко всем прочим раздражителям.

    Во время прогулок щенка надо ознакомить с обстановкой, повседневными раздражителями на местности, где возможна встреча с новыми, необычными для него явлениями. Приемлемое расстояние от щенка до того или иного раздражителя надо определить, постоянно наблюдая за его поведением. Приближаться к ним можно только по мере привыкания собаки к каждому раздражителю. Если собака беспокоится, проявляя трусость, ее надо успокоить, отвлекая игрой или пробежками. При этом надо быть ближе к щенку. В момент проявления беспокойства или трусости его нельзя поощрять поглаживанием или лакомством. С другой стороны, если он проявляет излишнюю активность или агрессивность на раздражитель, то его надо остановить командой «Фу» и рынком поводка; за исполнение этой команды следует поощрять поглаживанием и лакомством.

Дрессировка на внешние раздражители

    Приучая собаку к выстрелам, вначале пользуются стартовыми пистолетами. Выстрел производится помощником незаметно от собаки с расстояния 15 м . Вначале отработки навыка лучше всего щенка уложить или усадить. Он должен быть только в мягком ошейнике, чтобы, если собака сорвется с места от выстрела, ошейник типа парфорса не причинил ей боль, которая в дальнейшем в сознании пса будет ассоциироваться с выстрелом. В ожидании выстрела спокойно и доброжелательно разговаривайте с собакой, поглаживайте и хвалите ее за проявленное спокойствие. Если при выстреле она испугалась, сошла с места, ни в коем случае не ругайте ее, а постарайтесь успокоить.

    Чтобы приучить щенка к ярким источникам света, надо начинать с прогулок в темное время суток вблизи автомобильных дорог, ярко освещаемых объектов и т.п.
Если предстоит поездка на транспорте, то вначале можно прогуливаться возле дороги, приближаясь к остановке как днем, так и в темное время суток. Приучив таким образом щенка к новому объекту следует хотя бы раз в день, в часы наименьшей загруженности транспорта, проехать пару остановок, чтобы собака привыкла к поездке.

    Каждый хозяин собаки должен предвидеть, с какими раздражителями может встретиться его питомец в повседневной жизни и на службе, и с учетом этого создавать или подбирать внешнюю обстановку и своевременно приучать собаку спокойно относиться к ней.

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий